Иркутск, ул. Терешковой 15Б

03.04.2019   Новости

Анализ международных и национальных программ относящихся к интеграции БАС

Анализ международных и национальных программ относящихся к интеграции БАС

Автономная некоммерческая организация «Аналитический центр «АЭРОНЕТ» выполнила анализ международных и национальных программ, нормативных актов и современных технологических решений, относящихся к интеграции беспилотных авиационных систем в контролируемое воздушное пространство, и предложения по их совершенствованию в Российской Федерации.

В работе были рассмотрены документы ИКАО, национальных и международных программ, нормативных правовых и нормативных технических документов, анализа современных технологических решений, относящихся к интеграции беспилотных авиационных систем в контролируемое и неконтролируемое воздушное пространство, и разработка предложений по их совершенствованию в Российской Федерации.

Проведенный анализ документов ИКАО показал, что в ближайшей перспективе ИКАО внесет значительное число поправок в действующие международные нормативные документы, стандарты и рекомендуемую практику, правила аэронавигационные процедуры с тем, чтобы учесть особенности функционирования ДПАС и БАС. Согласованная концепция интеграции БАС в несегрегированное воздушное пространство будет представлена ИКАО до конца 2020 года. Cкорректированные с учетом нарастающей экспансии БАС в качестве новых участников воздушного движения базовые принципы, Стандарты и рекомендуемая практика (SARPS), Правила аэронавигационного обслуживания (PANS) ИКАО должны быть приняты во внимание при разработке концепции интеграции БАС в воздушное пространство Российской Федерации, разработке эксплуатационных процедур и правил аэронавигационного облуживания БВС, выполняющих полеты в несегрегированном контролируемом и неконтролируемом о воздушном пространстве.

Лидер в создании нормативной правовой базы в области использования воздушного пространства БАС — США

Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) обеспечивает поэтапную планомерную интеграцию БАС в систему национального воздушного пространства без снижения существующей производительности системы организации воздушного движения, снижения безопасности полетов и недопустимого увеличения риска для всех пользователей воздушного пространства, а также людей и имущества на земле. Страны Евросоюза стремятся к достижению лидерства в интеграции БАС в европейское воздушное пространство наравне с США. FAA и уполномоченные Европарламентом организации (EASA, EUROCONROL, EUROCAE, JARUS) обеспечивает поэтапную, планомерную, гармонизированную с международным регулированием ИКАО интеграцию БАС всех типов в национальные системы воздушного пространства без снижения существующей производительности системы организации воздушного движения, снижения безопасности полетов и недопустимого увеличения риска для всех пользователей воздушного пространства, а также людей и имущества на земле. Нормативные правовые акты в области интеграции БАС в национальное воздушное пространство США и стран Евросоюза разрабатываются и обновляются в едином комплексе, совместно с разработкой и тестированием новых технологий, а также разработкой соответствующих нормативных технических документов (стандартов, технических регламентов и др.) позволяющих обеспечить заданный уровень безопасности полетов. Положительный интеграции БАС в США и странах Евросоюза необходимо учитывать при создании нормативной правовой базы использования воздушного пространства БАС в Российской Федерации.

Единое техническое регулирование БАС в США и странах Евросоюза отсутствует

Прежде всего, это вызвано отсутствием апробированных технологий, правил, процедур и требований к минимальным эксплуатационным характеристикам БАС для выполнения полетов БВС в несегрегированном воздушном пространстве, несмотря на многолетнюю работу международных организаций по стандартизации в данной области, в частности, отсутствием единых апробированных технических решений по линиям передачи С2, системам обнаружения предотвращения столкновений DAA, системам связи, навигации и наблюдения БАС и многим другим. Это объясняет отсутствие к настоящему времени международных и национальных правил эксплуатации БАС при полетах BVLOS, а также отсутствие стандартов и сертификационных спецификаций на БВС и оборудование БАС для выполнения таких операций. Вместе с тем, следует отметить постоянную планомерную работу, проводимую ИКАО, ISO, FAA EASA, GUTMA, международных отраслевых организаций и комитетов по стандартизации RTCA, EUROCAE, ASTM в части создания технического регулирования, разработки и испытаний технических решений, позволяющих осуществлять эксплуатацию БАС в несегрегированном воздушном пространстве без специальных ограничений. Использование передового международного и зарубежного опыта, достижений в техническом регулировании и технологическом развитии в области интеграции БАС необходимо учитывать при создании технического регулирования БАС в Российской Федерации для устранения наметившегося отставания в данной сфере и его гармонизации с международным.

Состояние нормативной правовой базы Российской Федерации в области использования воздушного пространства БАС

Необходимым условием интеграции БАС в воздушное пространство Российской Федерации, и, как следствие, развития массового рынка применения БАС гражданского назначения, является скорейшее создание и развитие необходимой нормативной правовой базы в области использования воздушного пространства БАС и ее гармонизация с международным регулированием. Для выполнения указанных задач разработаны предложения по необходимым первоочередным изменениям в нормативные правовые акты, регулирующие использование воздушного пространства Российской Федерации беспилотными авиационными системами.

Состояние технического регулирования БАС в Российской Федерации

Проведенный анализ существующих и планируемых к разработке документов технического регулирования БАС можно сделать вывод об отсутствии в настоящее время в Российской Федерации необходимой нормативной технической базы. Как и во многих развитых странах, это вызвано отсутствием консенсуса между государственными регуляторами в области авиации и отраслевыми заинтересованными организациями по вопросам разработки технических стандартов, а также отсутствием апробированных технологических и технических решений по фундаментальным составным элементам БАС. Анализ «Программы стандартизации в авиационной промышленности на 2016-2020 годы» показал ее недостаточность и необходимость скорейшей доработки для создания базового государственного технического регулирования сферы применения БАС. Разработанные предложения по совершенствованию технического регулирования БАС включают консолидированные данные по включению в «Программу стандартизации в авиационной промышленности на 2016-2020г оды» государственных стандартов, поступившие в течении последних трех лет от организаций, входящих в Комитет по беспилотным авиационным системам Союза авиапроизводителей России.

Современное состояние технологических решений в области использования воздушного пространства БАС. Предложения по их внедрению и совершенствованию в Российской Федерации

Проведенный анализ позволяет сделать вывод об отсутствии в настоящее время необходимых технологических решений для интеграции БАС в воздушное пространство Российской Федерации. Это объясняется отсутствием апробированных стандартов, технологий и технических решений по фундаментальным составным элементам БАС. Прежде всего, это относится к линиям управления и контроля, системам обнаружения и предотвращения столкновений, связи, навигации и наблюдения, системам типа «Антидрон» и инфраструктуре организации воздушного движения БАС. С учетом высоких темпов развития отрасли БАС и сокращения сроков их интеграции в воздушное пространство разработка и апробация технологических решений должна осуществляться с учетом требований международных стандартов ИКАО, RTCA и EUROCAE

Источник: nti-aeronet.ru/blog/2019