Иркутск, ул. Терешковой 15Б

19.07.2022   Новости

Старт объявлен! Итоги сессии «Аэрологистика» на «Архипелаге 2022»

Старт объявлен! Итоги сессии «Аэрологистика» на «Архипелаге 2022» фото: aeronext.aero

Источник: aeronext.aero/press_room/news/172158

На панельной сессии «Аэрологистика: готовы к взлету!» организаторы Технологического конкурса объявили о начале приема заявок на первые испытания. Также специально для старшеклассников прошла лекция о наиболее востребованных профессиях в авиации.

Мероприятие прошло 15 июля в рамках образовательного интенсива «Архипелаг 2022» в Севастополе.

Оно соединило две секции: отчетно-планировочную стратегическую сессию в рамках подготовки Технологического конкурса НТИ Up Great «Аэрологистика» и образовательный семинар для молодежи.

Что нужно рынку

В первой секции участники еще раз дали оценку перспективам развития перевозки грузов на БВС, сформулировали актуальные технологические барьеры и подвели итоги подготовки конкурса «Аэрологистика» к старту первого Сателлита, состоящего из двух отдельных испытаний.

С докладами выступили представители АО НПП «Радар ммс», ПАО ОАК, ООО «Аэрокосмическая экосистема».

По мнению Дениса Барышникова, руководителя проектов авиационной инфраструктуры АО «Почта России», верхней планкой по массе груза в логистике на БВС является отметка в 200 кг. Выше – это уже пилотируемые летательные аппараты, конкурировать с которыми пока тяжело.

«Аппараты типа VTOL в грузовой логистике больше чем на 200 кг полезной нагрузки не нужны на данный момент, либо имеют очень узкую нишу применения», — отметил Барышников.

Отдельное внимание он уделил типам БВС, которые, на его взгляд, наиболее востребованы в логистике.

«Вертолеты имеют свои особенности и свою рыночную нишу. В первую очередь их ниша – это заказчики вроде «Газпрома», «Нефтегаза». Мы тоже имеем возможность выполнять транспортные задачи с помощью аппаратов вертолетного типа. Но не на массовых рынках, на мой взгляд», — отметил Барышников.

Мультироторы же могут быть востребованы, прежде всего, в предпоследней миле на расстоянии до 50 км в одну сторону.

«Но чем дальше он летит, тем больше он начинает проигрывать аппаратам самолетного типа. Исходя из того, что расстояния маленькие, полезная нагрузка у таких аппаратов — до 10 кг. Аппараты, которые несут 250 кг на 50 км, — немного не наш формат. Это скорее формат спецприменений», — подчеркнул представитель «Почты России».

Он также добавил, что «Почта», вне зависимости от типа тестируемого летательного аппарата, не использует его максимальную взлетную массу, потому что у нее «нет соответствующего объема».

Участники сессии также уделили внимание вопросу о том, в каких сегментах доставки выгоднее всего использовать беспилотники и как можно оптимально внедрить их в единую систему логистики наряду с другими транспортными средствами.

Как отметил Дмитрий Рыбаков, заместитель директора Института НТИ СевГУ по инновационной и проектной деятельности, «сегодня ситуация складывается такая, что общее количество людей, задействованных в обслуживании логистики на беспилотниках, оказывается больше, чем в случае с пилотируемым транспортом. Потому что в одном месте беспилотник должен быть отправлен людьми, в другом — принят и т.д».

По его словам, целесообразно создать общую сеть автоматизированных терминалов для БВС, которая позволит связать различные транспортные системы в единую систему, а также сократит участие человека в процессах наземного и технического обслуживания.

По мнению Дениса Барышникова, вряд ли в ближайшие 5-10 лет на территориях населенных пунктов такая инфраструктура для БВС появится массово.

«Наверняка БВС будут использовать для доставки в те или иные центры выдачи груза. Грешно не использовать существующую инфраструктуру мультимодального транспорта для беспилотников. А вот последняя миля — это всегда по запросу. Количество этих запросов огромно и слабо прогнозируемо. Не всегда периферийную точку будет выгодно оборудовать по последнему слову техники. Будем развивать сеть, смотреть статистику и выбирать целесообразные решения», — отметил Барышников.

Зачем нужен конкурс

Как отметили организаторы конкурса «Аэрологистика», он как раз нацелен на то, чтобы перейти от слов к практике и начать отрабатывать те или иные сценарии применения беспилотников в доставке.

«Главная цель нашего конкурса – стимулировать компании-разработчики перейти от стадии экспериментирования с логистикой к стадии рыночной деятельности. Сегодня очевидно, что зреет спрос, хотя он пока не сформировался. Рынка в этом направлении пока нет, у заказчиков есть только интуитивное предположение о том, чего бы им хотелось. И конкурс должен помочь преобразовать эти интуитивные предположения в зрелые мысли», — заявил Глеб Бабинцев, генеральный директор Ассоциации «АЭРОНЕКСТ», которая проводит конкурс совместно с Фондом НТИ.

В ходе сессии Бабинцев также объявил о начале приема заявок на Сателлит 1 конкурса.

Напомним, что конкурс «Аэрологистика» предполагает разработку и испытание в экспериментальном правовом режиме (ЭПР) комплекса решений, критически важных для начала широкого применения БВС в России в целях перевозки грузов.

ЭПР конкурса является первым в России, направленным на решение задач, определенных Распоряжением Правительства РФ от 05.10.2021 N 2806-р «Об утверждении Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации».

Готовь кадры смолоду

Работа с молодежью, ее мотивирование и вовлечение — залог успешного развития любой отрасли. Именно поэтому вторая часть сессии прошла в формате лекции для приглашенных старшеклассников на тему кадрового голода в авиации, в том числе — беспилотной.

Приглашенные спикеры из Ассоциации «АЭРОНЕКСТ», Российского университета транспорта и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» рассказали ребятам о том, каких специалистов сегодня не хватает в авиации, какие перспективы она открывает и почему в авиацию можно идти не только пилотам, но и юристам, аналитикам, журналистам, специалистам PR и т.д.