28.02.2025 Новости
Чего не хватает для взлета БПЛА?

Россия должна стать технологическим лидером в сфере БАС к 2030 году. Именно такую задачу поставил в январе текущего года президент РФ Владимир Путин. Действующий в стране национальный проект «Беспилотные авиационные системы» (БАС), призван увеличить отечественный рынок БПЛА в два раза.
Для достижения поставленной цели необходимо системно подойти к вопросу, и наладить работу всех сфер, так или иначе влияющих на беспилотники. Наверно самыми проблемными сферами на сегодняшний день являются законодательство и кибербезопасность, которые в последнее время чаще всего обсуждают эксперты и парламентарии.
Проблемы законодательства
Одним из препятствий, озвученных экспертами является высокая цена на отечественные беспилотники. Востребованность услуг с применением БПЛА сегодня крайне высока, однако не все предприятия могут позволить себе их применение. Государство формирует заказы на беспилотники, и тем самым позволяет отрасли развиваться. Но для значительного стимулирования спроса нужно чтобы услугами могли воспользоваться большинство коммерческих предприятий, а для этого нужны инвестиции и дополнительные субсидии.
Не способствует развитию отрасли и тот факт, что перед вылетом гражданского беспилотника необходимо получить разрешение в нескольких ведомствах. В частности, в некоторых регионах, необходимо получить разрешение от Министерства обороны и ФСБ. Причем данный процесс, на сегодняшний день никак не оцифрован. Во многих странах процедура получения разрешения уже давно упрощена, и получить его можно через специальные интернет-сервисы.
Отснятый с беспилотника материал, также нужно отправить на контрольную проверку, которая может занимать до трех месяцев. За это время, по словам многих специалистов, данные устаревают, и их снова нужно обновлять. Особенно эта проблема остро стоит в труднодоступных регионах, где очень важно оперативно получать достоверную информацию.
В целом можно сказать, что законодательная база для БАС на сегодняшний день практически отсутствует, и в этом направлении предстоит еще много работы. Хотя в настоящий момент в 38 регионах страны действует экспериментальный правовой режим (ЭПР), позволяющий беспилотникам обходить некоторые правовые ограничения.
Безопасность данных
Беспилотные авиационные системы работают с большими массивами данных, поэтому кибербезопасность играет здесь не последнюю роль. За прошедшие 5 лет количество кибератак в стране выросло более чем в 2 раза. Примерно 12% из них приходится как раз на транспортную телематику*. То есть атакуют не только сервера, но и непосредственно каналы передачи данных между беспилотником и оператором.
Отсутствие кибербезопасности является значимым фактором, так как очень тяжело развиваться и идти вперед, если не обеспечена надежная защита. В настоящее время «Эра-Глонасс» планирует запустить новую технологию транспортной безопасности, которая позволит принудительно приземлять гражданские дроны, и защищать БАС от несанкционированного подключения.
Кроме того, вопрос с безопасностью данных нужно решать на законодательном уровне. Планируемый закон о промышленных данных до сих пор не создан, так как затрагивает множество сфер, и требует более тщательного согласования со всеми министерствами.
Итог
Востребованность беспилотников сегодня высока. Они применяются в дорожном строительстве, лесном и сельском хозяйстве, мониторинге промышленных и строительных объектов, и во многих других областях.
Важно, чтобы эксплуатанты и разработчики могли максимально эффективно задействовать все имеющиеся ресурсы и возможности. А это невозможно сделать без грамотной законодательной базы и обеспечения безопасности данных.
На сегодняшний день, чтобы соблюсти все правила для вылета БПЛА, нужно потратить очень много времени, что недопустимо для работы, которая требует максимальной оперативности. Будем надеяться что все эти вопросы очень скоро будут решены.
*Транспортная телематика — совокупность технологий, которые обеспечивают работу транспортных сетей, путем объединение инфраструктуры, коммуникаций, и информационных систем.