Иркутск, ул. Терешковой 15Б

17.07.2018   Новости

Пилотная зона для отработки технологий и норм регулирования БАС создается в Томской области

Пилотная зона для отработки технологий и норм регулирования БАС создается в Томской области

10 июля в Правительстве Томской области состоялось совещание по организации в регионе специальной пилотной зоны, в которой будут тестироваться перспективные технологии для широкого применения беспилотных авиационных систем и отрабатываться возможные сценарии событий для последующей выработки нормативных подходов к регулированию этой сферы.

Совещание прошло под руководством Губернатора Томской области Сергея Анатольевича Жвачкинаи члена коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Олега Викторовича Мартьяновапри участии представителей Фонда перспективных исследований.

В качестве одного из основных участников была приглашена Ассоциация АЭРОНЕТ, а так же большое число крупных компаний, представляющих в основном системных заказчиков работ с применением беспилотников.

Как было отмечено Сергеем Жвачкиным в ходе совещания, рынок беспилотников и услуг на их основе развивается в России не слишком динамично. Основная причина  — затянувшаяся нерешенность главных технологических и нормативных вопросов. Попытки создавать отрасль только на бумаге, создавать регулирование и определять приоритетные технологии без подтверждения практикой ни к чему не привели и не приведут. Нормативные и технологические задачи нужно прорабатывать в комплексе, двигаясь постепенно и сразу апробируя их на конкретных рыночных задачах.

Для этой цели в Томской области будет организована пилотная зона по доставке грузов и выполнению других работ с применением БАС. Федеральный проект уже получил рабочее название «Тайга». В ходе выполнения коммерческих задач в интересах конкретных заказчиков будут вестись поиски наилучших технических решений с точки зрения организации траффика и безопасных полетов с пилотируемыми воздушными судами, будут на практике изучаться различные конструктивные схемы беспилотных воздушных судов, исследоваться возможности унификации как отдельных элементов, так и БАС в комплексе.

Комплексность подхода была неоднократно подчеркнута участниками совещания.  Решая, например, задачу развития логистического применения дронов необходимо не только создать прототип БВС, но спроектировать и создать всю необходимую инфраструктуру для его ежедневного использования, обслуживания, утилизации отработанных элементов и т.д. Необходимо заранее предусматривать взаимодействие создаваемых беспилотников с другими видами авиации и даже друг с другом, ведь массовое применение дронов сразу повлечет вопросы взаимодействия в воздухе. Уже сегодня сегрегация воздушного пространства для БВС служит препятствием для пилотируемых ВС, что снижает экономическую эффективность авиации в целом.

Наилучшие подтвержденные практикой технические и технологические решения могут получить поддержку от институтов развития и лягут в основу будущих актов технического регулирования, а лучшие отработанные принципы организации полетов станут фактическим базисом для разработки нормативных правовых актов.

Своим опытом применения беспилотников, возникшими особенностями эксплуатации, требованиями к технике и необходимым услугам поделились такие компании, как ПАО «СБЕРБАНК», ГК «ИНВИТРО», Газпромнефть-Снабжение, Газпром-Трансгаз Томск, Транснефть-Центральная Сибирь, Департамент лесного хозяйства Томской области, Томская распределительная компания и ряд других структур.

По итогам совещания Фондом перспективных исследований и Правительством Томской области совместно с Ассоциацией готовится план действий по организации пилотной зоны. Запланировано, что до сентября будут определены предполагаемые в регионе работы и описаны существующие барьеры для их массового выполнения. К августу должен быть сформирован план действий, выполнение которого даст возможность запустить пилотную зону и решить поставленную задачу.

Источник aeronet.aero/news/141647